что можно посмотреть
афиша
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22008-12-07 21:04:50
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА
рецензия на фильм
"Класс" Лорана Канте показали под самый финал Каннского фестиваля, и эта неброская с виду камерная картина о том, как проходит учебный год в стенах окраинной парижской школы, тут же отняла "Пальму" у классиков. На сцену получать приз вышли режиссер, все 25 учеников воображаемого класса, отобранные в одной из школ французской столицы, и их учитель по фильму - Франсуа Бегодо, бывший педагог, журналист, автор книги "Между стен", по которой поставлен "Класс".
На экране обычная школа в "спальном" двадцатом округе Парижа. В старшем классе учатся по преимуществу "новые французы", дети иммигрантов - арабы, индонезийцы, китайцы. Экзотические имена Вэй, Сулейман, Эсмеральда, Кумба встречаются так же часто, как Артюр или Анжелика. Уроки французского языка ведет преподаватель, который пытается как-то цивилизовать в европейском смысле слова эту разношерстную и разноцветную массу. Которая, конечно, ленива и нелюбопытна, но при этом состоит из довольно ярких индивидуальностей. Учитель не заискивает перед трудными учениками, но и не отстраняется от них, постоянно пытаясь вызвать на диалог подростков, с ошибками говорящих на языке новой родины.
Конечно, его подопечным примитивный уличный жаргон и межэтнический говорок "сабир" куда ближе, чем стиль предлагаемых к обсуждению платоновского "Государства" или "Дневника Анны Франк". Им непонятно, зачем изучать то, чем не пользуются за стенами школы - как минимум в их собственной низовой среде. В конце концов, некоторые мамаши, вызванные на родительское собрание, вообще не понимают ни слова по-французски, что не мешает им жить во Франции. Иногда трудности сослагательного наклонения могут довести этих люмпенов до ручки. И тогда возникает грубый и глупый вопрос: а вы не гомосексуалист ли, господин учитель? Учитель, к счастью, имеет талант выходить из таких ситуаций. Однако жизнь как бы в отместку дает его ученикам наглядный урок лингвистики. Ведь неточность и двусмысленность словоупотребления приводит к тому, что одного из них решают исключить из школы. А это уже угроза депортации. Так что цена обучения на самом деле высока.
Ни одной звезды, ни одного профессионального актера в кадре нет. Ученики играют учеников, учителя - учителей, а родители - родителей. Неудивительно, что при просмотре возникает ощущение документальных съемок. Однако это не так. Картина подлинно игровая. Хорошо и остроумно придуманная метафора класса как игровой модели мультикультурного общества реализуется через главное средство коммуникации - язык, которым разные слои пользуются с большей или меньшей свободой. Реальные подростки вовсе не играют самих себя. Напротив, во многом роли им подбирались в противоречие их собственным характерам. Франсуа Бегодо играл некую квинтэссенцию учителя, который к каждому уроку готовится как к показательному. Все импровизации рождались в процессе долгих репетиций и закреплялись виртуозной съемкой с трех камер. Поэтому разговорное кино про уроки, перемены, педсоветы и родительские собрания смотрится как увлекательное зрелище. Как психологический поединок учителя с учениками. Как поле битвы культур и поколений. Для нас этот сюжет не менее актуален, чем для Европы, которая, открыв двери для жителей стран третьего мира, постепенно превращается в новое вавилонское столпотворение. Москва мало чем отличается в этом смысле от других столиц. Но у нас пока этническое нашествие и необходимость притираться друг к другу отозвались только шуточками "Нашей Раши", где гастарбайтеры Равшан и Джамшут ремонтируют квартиры селебрити. Поэтому и не получаем мы призов в Канне.
Ирина Любарская